СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ


СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ
(1820-1903) – третий крупный представитель первого позитивизма.  Основные  работы:  «Основные  начала»,  «Основания  биологии»,«Основания психологии», «Основания социологии» и «Основания этики». Спенсер понимал цель научного  познания в описании явлений. Назначение и задачи философии,  состоят  в  систематизации  знаний,  получаемых  в  итоге  описанияявлений.  «Философия  –  вполне  объединенное  знание».  Этими  положениями позитивистская методология Спенсера указала на действительно важную проблему – достижение синтеза знаний. Он отмечал, что в развитии науки анализ взаимодействует с синтезом, дедукция с индукцией, в результате чего в познаниипроисходит движение от конкретного к абстрактному, а затем от абстрактного к конкретному.  На  этом  основании  Спенсер  критиковал  Конта  в  стремлении  в своей  классификации  наук  выстроить  науки  в  линейную  последовательность.Построение целостной классификации наук  представлялось  Спенсеру  важным шагом на пути достижения «вполне объединенного знания». Для осуществления этой идеи он предлагает свой эволюционный метод. В  основе метода Спенсералежит положение о всеобщности эволюции в области явлений. Последнее означает, что наука способна  познать лишь сходства, различия и прочие отношения между чувственными восприятиями, но не в состоянии  проникнуть в их сущность. Одним из главных стремлений Спенсера и особенностью его мировоззрения было желание примирить  науку с религией. Для обеспечения этого альянса Спенсер вводит понятия единой «Силы, или Мощи», которая будто бы проявляется для нас во Вселенной, оставаясь в принципе непознаваемой. Тайна – последний шаг науки и первый – религии. «...Материя, движение и сила являются лишь символами Неведомой Реальности», – пишет он. И хотя Спенсер Мощь или Силу прямо не называет Богом,  но достаточно прозрачно это делает, как и схоласты ссылкой на то, что коль скоро имеется относительное, то почему не существовать бы  и  чему-то  совершенному,  абсолютному?  Способность  тел  оказывать  при взаимодействии сопротивление истолковывается им как проявление непонятной и загадочной потусторонней Силы, которая остается на откуп религии и недоступна научному познанию. Особую заслугу Спенсера составляет его концепция эволюции, которую он понимает как непрерывное перераспределение телесных частиц и  их  движения,  в  результате  чего  происходит  либо  соединение  (интеграция) частиц и рассеивание движения, что  приводит к равновесию, либо рассеивание частиц с одновременно происходящим поглощением (концентрацией) движения. Первое течение эволюции он называет прогрессом, второе – регрессом. Отмеченную закономерность перераспределения телесных частиц и их движения Спенсер называет законом всеобщей эволюции. К всеобщему  закону философ добавляет законы, называемые им вторичными: 1) всюду в мире происходит увеличение числа следствий структурных перемен в материи и движении, их «размножение» в  геометрической  прогрессии;  2)  имеет  место  всеобщая  дифференциация как специфический вид дезинтеграции на том основании, что все однородное аморфно, неустойчиво, и потому оно переходит в гораздо более устойчивое состояние«определенной»,  расчлененной,  но  связной  разнородности.  Другими  словами,имеет место плавный переход из «неопределенной бессвязной однородности в определенную и связную разнородность». Этому закону Спенсер придавал оченьбольшое значение. Помимо вторичных, Спенсер вводит еще три дополнительных закона всеобщей эволюции: происходит нарастание местных интеграции, а затеми дифференциаций как внутри них, так и между ними, т.е. имеет место усиление всеобщей структурной организованности мира явлений: а) наблюдается всеобщая приблизительная ритмичность всех процессов природы и общества; б)  все болеевыявляется при этом неизбежная тенденция к всеобщему равновесию и покою.  В результате анализа законов Спенсер дает следующее общее определение эволюции: «Развитие... есть интеграция материи, сопровождаемая рассеиванием движения, во время которой материя переходит от состояния относительно несвязной инеопределенной однородности к состоянию относительно определенной и связной разнородности, а неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение». При помощи своих законов Спенсер хотел объяснить все процессы в окружающем нас мире, в том числе и в обществе. Последнее он рассматривал  как  наиболее интегрированную и дифференцированную материю. Именно в обществе осуществляется финал развития –  установление равновесия и покоя.Законы эволюции Спенсера предельно механистичны и метафизичны. Они описывают лишь самые поверхностные, внешние факты, не вскрывая их подлинные причины. Это особенно наглядно видно, когда они прилагаются к общественномуразвитию. Так, закон всеобщей эволюции истолковывается Спенсером как концентрация  людских  масс  с  одновременным  территориальным  «расширением» сферы их влияния в смысле переселенческой колонизации, а также сначала военной,  а  потом  экономической  экспансии.  Появление  электромагнитной  теории Максвелла в начале 70-х годов XIX века, открытие радиоактивности и других явлений подорвало значение законов эволюции Спенсера.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. . 2010.

Смотреть что такое "СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ" в других словарях:

  • Спенсер, Герберт — Герберт Спенсер Herbert Spencer Дата …   Википедия

  • СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ — СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer, Herbert) (1820 1903) английский философ и социолог, идеолог социал дарвинизма. Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембриджском… …   Юридическая энциклопедия

  • СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ — (Spencer, Herbert) (1820–1903) Английский философ эволюционист. Родился в Дерби в семье респектабельного частного учителя; единственный из девяти детей оставшийся в живых. Отец и дядя воспитали его в суровом унитарианском духе. Работал инженером… …   Политология. Словарь.

  • Спенсер Герберт — (1820 1903) английский философ и психолог. Автор книги Основы психологии (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные… …   Психологический словарь

  • СПЕНСЕР Герберт — (род. 27 апр. 1820, Дерби – ум. 8 дек. 1903, Брайтон) англ, философ, главный представитель эволюционизма, получившего во второй пол. 19 в. широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на… …   Философская энциклопедия

  • Спенсер Герберт — (Spencer, Herbert) (1820 1903), англ, философ и социолог. Не имел полного спец. образования, работал ж. д. инженером, затем занялся фи лос. исследованиями, опубликовав в 1851 г. свою первую работу Социальная статистика . Приветствовал выход кн.… …   Всемирная история

  • Спенсер Герберт — (1820– 1903) английский философ и психолог. Соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции от неопределенной несвязной… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Спенсер Герберт — (Spencer) (1820 1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции: в этике  сторонник утилитаризма. Внёс… …   Энциклопедический словарь

  • Спенсер Герберт — Спенсер (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, ‒ 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837‒41), затем сотрудничал в журнале «Экономист» («Economist»)… …   Большая советская энциклопедия

  • Спенсер, Герберт — СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820 1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике сторонник… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Спенсер Герберт — Эволюционистский позитивизм Религия и наука «коррелятивны»     В 1859 г. Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов». Однако еще несколькими годами ранее увидели свет «Гипотеза развития» (1852) и «Основания психологии» (1855) Герберта… …   Западная философия от истоков до наших дней

Книги

Другие книги по запросу «СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.